Новый законопроект направлен на урегулирование вопроса расчета НДФЛ в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ.
6 октября 2026 17:15 Налоги и бухучет
© morris71 / Фотобанк 123RF.com
Согласно абзацу второму п. 2 ст. 217.1 НК РФ в случае продажи жилого помещения или доли (долей) в нем, предоставленных в собственность взамен освобожденного жилья в связи с реновацией жилфонда в Москве, при исчислении минимального предельного срока владения продаваемыми жилым помещением или долей (долями) в нем в срок нахождения в собственности налогоплательщика этих жилого помещения или доли (долей) в нем включается срок нахождения в собственности такого налогоплательщика освобожденного жилья (Проект федерального закона № 1523-9).
В Госдуму внесен правительственный законопроект, направленный на исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2026 г. № 26-П, в котором суд постановил, что норма абзаца второго п. 2 ст. 217.1 НК РФ противоречит Конституции, так как не предусматривает льготу по НДФЛ для случаев, где изъятие происходит не по программе реновации, а при комплексном развитии территории. В этом случае жилье забирают тоже помимо воли собственника. Новое жилье может не учитывать индивидуальные потребности гражданина, из-за чего у него могут возникнуть оправданные причины его продать, и он вправе рассчитывать на налоговые льготы (см. новость от 24 апреля 2026 года).
Законопроект предусматривает устранение этого пробела – специальный порядок исчисления минимального предельного срока владения жилым помещением или долей (долями) в нем будет применяться также в отношении жилья, предоставленного взамен жилого помещения, право собственности на которое прекращено в связи с иным, чем программа реновации жилфонда в Москве, решением органа публичной власти, предусматривающим или допускающим прекращение права собственности на жильё помимо воли гражданина, если в установленном порядке МКД, где находилось освобожденное жилое помещение, не был признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо само это жилое помещение не было признано непригодным для проживания.