Налоговая служба разъяснила, что соответствующее постановление КС РФ не имеет обратной силы и действует на будущее время.
7 октября 2026 09:30 Налоги и бухучет
© france68 / Фотобанк 123RF.com
ФНС России разъяснила применение постановления КС РФ от 21 июля 2026 г. № 52-П (см. новость от 22 июля 2026 г.) с учетом определений СКЭС ВС РФ от 10 сентября 2026 г. №№ 301-ЭС26-1840, 306-ЭС26-6449 (Письмо ФНС России от 30 сентября 2026 г. № СД-36-21/8636@).
С 2020 года для собственников земельных участков под ИЖС, используемых в предпринимательских целях, ставка земельного налога не может превышать 1,5%. Конституционный суд РФ разъяснил, что проводя налоговую реформу 2020 года, законодатель не оговорил необходимость или возможность применения ставки в пределах 1,5% вместе с повышающими коэффициентами. В свою очередь, правоприменительная практика по-разному восприняла данные изменения при решении вопроса о возможности исчисления земельного налога при применении налоговой ставки до 1,5%, с одновременным использованием повышающих коэффициентов.
Таким образом, обжалуемые нормы порождают противоречивую практику и не соответствуют Конституции РФ. Поэтому начиная с нового налогового периода, пока законодателем не будет установлено иное, повышающие коэффициенты не могут применяться при исчислении земельного налога в отношении участков под ИЖС, используемых в предпринимательских целях, по налоговым ставкам, установленным в пределах 1,5%.
КС РФ установил, что Постановление № 52-П не имеет обратной силы, действует на будущее время и не является основанием для пересмотра исполненных обязательств по уплате налога за предшествующие вынесению Постановления № 52-П налоговые периоды, а также текущий налоговый период, за исключением налоговых обязательств налогоплательщиков, обратившихся до вынесения Постановления № 52-П за судебной защитой, дела или жалобы которых на указанный момент поданы и (или) находятся на рассмотрении (изучении) судов.